Муниципальный заказ

Мало кто знает, что с 1 января 2006 г. вступил в действие Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ), который определяет возможные способы осуществления государственных и муниципальных закупок. Согласно этому закону, муниципальный заказчик (Администрация муниципального образования «Городское поселение Лотошино») имеет право заключить контракт на приобретение одноименных товаров/ выполнение одноименных работ/ оказание одноименных услуг, не прибегая к процедуре торгов, всего лишь на 100 тыс. руб. в квартал.
Учитывая то, что эта сумма совершенно неуместна при осуществлении таких полномочий, как: содержание дорог, содержание сетей уличного освещения, содержание объектов благоустройства — (тем более, что все эти работы являются одноименными, согласно Приказу МЭР РФ от 07 июня 2011 г. №273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков»), Администрация муниципального образования «Городское поселение Лотошино» вынуждена, как и многие другие заказчики, проводить торги на приобретение товаров, выполнение работ, оказание услуг. Сама процедура торгов по замыслу Закона №94-ФЗ должна быть выгодна заказчикам, т.к. при наличии двух и более участников она позволяет сэкономить бюджетные средства. Но, на самом деле, это происходит далеко не всегда. (Например, в городском поселении Лотошино за 2011 год из 38 заключенных контрактов лишь в 17 торгах участвовали 2 и более поставщика, благодаря чему экономия бюджетных средств составила 665 000,00 руб.; в первом полугодии 2012 года из 15 заключенных контрактов только в 8 торгах участвовали 2 и более поставщика, благодаря чему экономия бюджетных средств составила 3 004 500 руб. 51 коп., но, учитывая, что основная часть (2 650 000 руб.) денег была сэкономлена при проведении открытого конкурса на подготовку проекта «Генеральный план городского поселения Лотошино Лотошинского муниципального района Московской области», расчетная сумма экономии на остальные контракты составила 354 500 руб. 51 коп., что составило 4% от начальной (максимальной) цены контракта). Кроме экономии процесс размещения заказов так же создает множество проблем.
Одной из главных проблем размещения заказа для городского поселения Лотошино является нежелание местных поставщиков участвовать в конкурсах, аукционах и запросах котировок. Основная трудность поставщиков заключается в том, чтобы изучить и понять Закон №94-ФЗ, который написан достаточно сложным юридическим языком, и который требует изучения также дополнительных документов, в т.ч. официальных разъяснений, без которых понять смысл данного закона достаточно тяжело. А для того, чтобы поучаствовать в аукционе поставщик должен получить электронную цифровую подпись, установить множество программ для ее использования и пройти аккредитацию на торговой площадке, что является затратным и достаточно сложным процессом для новичков. Все это приводит к тому, что поставщики, которые готовы работать, соблюдая все нормы Закона №94-ФЗ, не чувствуют конкуренции и становятся монополистами местного масштаба, что позволяет диктовать заказчику совершенно невыгодные условия. При этом заключение контрактов происходит несвоевременно, а часто оказывается и сорванным совсем. Также заключение таких контрактов не приводит к экономии бюджета. (Например, в городском поселении Лотошино: в 2011 г. проведено 49 торгов, из них 4 не привели к заключению контрактов; за первое полугодие 2012 года проведено 20 торгов, из них 5 не привели к заключению контрактов.)
Пока местные поставщики разбираются со сложностями процесса закупок, на местные торги все чаще приходят более опытные поставщики из Москвы и других областей. Конечно, власти хотят поддержать местных поставщиков, т.к. получив заказ из местного бюджета, они часть денег вернут через налоги в этот же бюджет. Но применить такую схему невозможно, поскольку в соответствии с Законом № 94-ФЗ, главным критерием определения победителя является предложенная им цена контракта.
Однако, в настоящее время идет активное обсуждение нового законопроекта, который предполагает отмену закона №94-ФЗ и создание федеральной контрактной системы, которая в единстве с бюджетной и налоговой системой должна стать основой современной российской экономики. А нам на муниципальном уровне остается только ждать выхода нового закона. Ведь совершенствование такого сложного института как система государственных и муниципальных закупок требует значительного времени для того, чтобы все заинтересованные лица научились действовать в новых условиях.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.